Лица с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) — это очень разнородная группа и у всех ее участников есть определенные потребности. Так, слабовидящему человеку нужна тактильная плитка — ее размещают возле входных групп, внутри зданий и на тротуарах. Они упрощают передвижение и предупреждают о препятствии.
Особенности программы по созданию доступной среды
Основная цель — это устранение барьера между инвалидами и обычными людьми. Поэтому для лиц с ОВЗ создают доступную среду, которая позволяет посещать объекты культуры, образования, здравоохранения, социальной защиты и т. п. Это касается и городского транспорта — автобусов, трамваев, троллейбусов.
Реализуется программа несколькими путями. Прежде всего, все надписи, знаки, тексты и прочие элементы дублируются шрифтом Брайля. При необходимости, например, во время посещения судебного заседания инвалид вправе просить присутствия тифло- или сурдопереводчика. Также он везде он может приходить с собакой-проводником, при условии, что у нее есть соответствующие документы.
Для маломобильных людей (с нарушениями опорно-двигательного аппарата) устанавливаются пандусы. Если такой возможности нет, то используют подъемники для инвалидов. В общественных местах должны быть специальные санузлы. В них устанавливают поручни, которые упрощают доступ к унитазу и раковине.
Доступная среда касается не только вопроса удобности общественных объектов. Люди с ОВЗ могут работать и для этого им создают специальные условия. Например, устанавливают особые столы. Они отличаются тем, что имеют регулируемый угол наклона и вырезом во внутренней части — он позволяет вплотную подъехать. Подобные столы используются не только на работе, но и в учебных заведениях.
Доступная среда должна реализовываться в дошкольных, школьных, средне-специальных и высших учебных заведениях. Это выражается не только в установке парт, но и создании сенсорных комнат (если они нужны), использование аудиосистем и прочих устройств. Все они помогают учить детей с ОВЗ наравне с обычными детьми.