Прогрессирующие демографические изменения, связанные со старением населения, выводят на передний план проблемы функционирования социально уязвимых групп общества. К ним относятся инвалиды, пожилые и временно нетрудоспособные люди. Их интересы и потребности нужно учитывать при проектировании объектов городской инфраструктуры. Под доступной средой понимают возможность маломобильным гражданам свободно посещать общественные места, здания и помещения, получать услуги и пользоваться общественным транспортом наравне со всеми. Для этого, в частности, здания оборудуются подъемниками для инвалидов.
Доступность общественного пространства
Создание городского пространства, доступного каждому, помимо многих социологических преимуществ, также является экономически выгодным, поскольку минимизация неудобств, связанных с архитектурными барьерами, тесно связана с повышением активности всех жителей.
Так, тактильная плитка используется для разметки путей движения для слабовидящих людей. Ее уместно разместить на фасаде и внутри зданий, тротуарах, остановках, памятниках архитектуры и в других местах.
Элементы малой архитектуры также важны в формировании доступной среды. К ним относятся парковые скамейки, фонтаны, памятники и уличные скульптуры, фонари, которые могут быть ориентирами и подчеркивать, например, изменение в направлении движения.
Дополнительными элементами, способствующими перемещению в пространстве, являются неархитектурные элементы:
- звуковая сигнализация (например, на пешеходных переходах);
- визуальные средства сигнализации (например, светофоры, графические знаки, соответствующий цветовой контраст);
- словесная информация (например, путеводители и акустические карты, синтезаторы речи);
- электронные навигационные карты.
В здании по крайней мере один вход должен быть приспособлен для людей с ограниченными возможностями. Входная группа должна быть оснащена пандусом, который представляет собой наклонную поверхность для перемещения кресло-колясок. Он должен иметь наклон не более 5 градусов и двухстороннее ограждение с поручнями.