В современном обществе принято не только сочувствовать инвалидам. Людям с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) создают доступную среду, иногда ее называют еще безбарьерной. В нее входит адаптация общественных мест и зданий под потребности инвалидов и маломобильных групп населения. Например, установка подъемников для инвалидов позволяет людям на колясках преодолевать лестничные пролеты.
Как описывают инвалидов в СМИ?
Как правило, истории инвалидов рассказываются в трех вариантах: негативном, позитивном и смешанном. В первом жизнь лица с ОВЗ представляется как нечто унылое и беспросветное. Например, сюжет может быть посвящен неподходящим условиям для жизни, невозможности выйти из дома и т. п.
Позитивные новости могут касаться освещения определенного события. Например, открытия социальных объектов для лиц с ОВЗ или внедрения новых видов льгот. Так, может выйти видеоролик или статья о школе, реализовывающей инклюзию — обучение здоровых детей с инвалидами. Для этого в коридорах и туалетах устанавливают поручни для инвалидов, закупают специальное оборудование, устраивают комнаты для релаксации. Еще нанимают специалистов для работы с детьми с ОВЗ - логопедов, дефектологов, специальных психологов. Инклюзия помогает не только интегрировать ребенка с инвалидностью в общество. Здоровые дети учатся взаимодействовать с ним. Уже во взрослом возрасте они будут нормально воспринимать лиц с ОВЗ.
В СМИ нет единого образа инвалида - и это правильно. Нельзя всех мерить одной мерой. Некоторые журналисты показывают людей с особенностями развития, которые из-за своего заболевания не могут жить самостоятельно, - они нуждаются в постоянном уходе.
У каждого инвалида свои возможности и потребности, но это не делает их хуже остальными. Инвалиды хотят и могут быть полноправными членами общества, приносить ему пользу. Для этого им помогают адаптироваться к жизни в социуме, предоставляют возможности для учебы и работы. Важно, чтобы здоровые люди с пониманием и уважением относились к потребностям лиц с ОВЗ.