В целях формирования и коррекции устной речи с учетом пожеланий специалистов нашей компанией была разработана новая модификация речевого тренажера мультисенсорного "ИНТОН-МС" на базе многолетнего успешного опыта использования модели "ИНТОН-М".
Тренажер "ИНТОН-МС" включает в себя все основные функции предыдущей модели, внесенные существенные изменения расширили функциональные возможности прибора:
1. В дизайне реализована вертикальная лицевая панель, что значительно улучшает восприятие учащимися визуальных средств отображения.
2. В световых шкалах "интенсивность выдоха/голоса" и "высота основного тона" установлены подвижные маркеры, позволяющие специалисту (преподавателю) задавать определенные точки для контроля учеником интенсивности и высоты своего голоса.
3. Специальная световая индикация на приборной панели дает возможность работать над различением звуков "С" и " Ш".
4. В тренажер встроен цифровой диктофон, который позволяет записывать и воспроизводить речь учителя или ученика для прослушивания и самоконтроля.
Базовые функции тренажера позволяют использовать его с нулевого уровня речевого развития до уровня смысловой структуры устной речи и использовать основные элементы технологии биологической обратной связи (БОС).
ИНТОН-МС состоит из электронного блока со световыми шкалами и индикаторами, к которому подключаются микрофоны, наушники, датчик назальности и тактильный вибратор.
Обучаемый под руководством специалиста или самостоятельно может научиться контролировать с помощью зрения, слуха и тактильной (кожной) чувствительности следующие фонетические элементы речи:
- Силу и длительность речевого выдоха
- Интенсивность (громкость) звука (речи, фонации)
- Ритм речи, фонацию
- Слитность и раздельность произнесения слогов, слов, фраз
- Изменение высоты основного тона (частоты колебаний голосовых складок)
- Включение голоса при произнесении согласных звуков по признаку звонкости/глухости
- Различия при произнесении носовых и ротовых звуков, т.е. контролировать работу небной занавески (утечки воздуха через нос)
- Выделять на слух в прослушиваемой речи звуки, выполняющие смыслоразличительную функцию (фонематический слух)
Тренажер позволяет контролировать результат речевой деятельности с помощью объективной «опоры» на зрение, слух и тактильную чувствительность. По своему назначению тренажер является «стартером» для запуска психофизиологических процессов в коре головного мозга, связанных с речеобразованием.
Шкалы и индикаторы прибора позволяют визуально контролировать в реальном времени
ИНТОН-МС позволяет визуально контролировать изменение высоты тона (частоты колебания голосовых связок), дифференцировать согласные звуки по признаку звонкости/глухости, дифференцировать носовые и ротовые звуки, работать над громкостью, над ритмом и слитностью произносимых слов и фраз. Кроме того, прибор позволяет выявлять открытые формы ринолалии и ринофонии (так называемую «гнусавость») и корректировать этот дефект в речи.
Помимо визуального контроля фонетических элементов речи ИНТОН-МС обеспечивает слуховой контроль речевых упражнений. Для этих целей в приборе предусмотрены усилитель мощности, речевой спектральный корректор, наушники, а также заушный индуктор, который дает возможность работать со слуховым аппаратом.
Работа слухового и визуального каналов восприятия речи дополняется вибрационно-тактильной чувствительностью благодаря подключению к прибору тактильного вибратора.
Функциональная организация тренажера ИНТОН-МС позволяет варьировать методические приемы обучения: проводить тренировочные упражнения на произвольное управление органами фонации, формировать с помощью преподавателя нормативные произноси-тельные навыки, закреплять приобретенные навыки за счет много-кратных повторений и самоконтроля.
Наблюдение и контроль за вышеуказанными фонетическими характеристиками звучащей речи позволяют ученику научиться
Тренажер ИНТОН-МС использует специальную технологию вы-деления речи из окружающего шума – систему шумоподавления, которую можно включить с помощью тумблера «ШУМОПОДАВЛЕНИЕ», расположенного на задней панели устройства. При включенном шумоподавлении, в наушники или в слуховой аппарат ученика будет поступать только речевой сигнал преподавателя и свой голос, а сигналы и шумы окружающего фона будут подавляться. Если шумоподавление включено, то микрофон следует располагать достаточно близко от рта и говорить в него четко и громко.
Контроль слитного произнесения слов
Визуальный контроль слитного произнесения слов и фраз проводится с помощью светового индикатора «СЛИТН.», расположенного на лицевой панели прибора: индикатор загорается во время произнесения (звучания) и гаснет в паузах. Этот индикатор может также использоваться для четкой отработки пауз там, где они нужны в соответствии со смыслом высказывания.
Для контроля носового призвука в речевом сигнале, а также для дифференциации звонких и глухих согласных, необходимо использовать датчик ИНЗ. При подключении датчика к соответствующему гнезду на задней панели прибора загорается зеленый индикатор «ДАТЧИК», расположенный на лицевой панели.
При индикации носового призвука рабочая поверхность датчика (круглая площадка) прижимается к крылу носа с правой или левой стороны.
При работе с детьми преподаватель может подстраивать прибор оперативно, повышая или понижая чувствительность датчика в зависимости от ситуации. Важно только, чтобы дети произносили упражнения достаточно громко.
При дифференциации звонких и глухих согласных звуков, датчик прижимается к шее в области гортани (ямка над ключицами или не-много выше) или рабочая поверхность датчика может прижиматься к шее сбоку. Во время колебания голосовых связок индикатор звучания загорается. Настройка чувствительности датчика в этом режиме также проводится с помощью регулировочной ручки.
В слухоречевой аппаратуре ИНТОН-МС может быть проведена амплитудно-частотная коррекция речевого сигнала, реализующая дополнительное усиление фонетически значимых участков спектра. Это повышает разборчивость воспринимаемой речи при минимальном увеличении общей энергии сигнала (слухосберегающий режим).
Работа с вибрационно-тактильной чувствительностью
Для работы с учащимися, имеющими значительную степень потери слуха, может использоваться специальное устройство формирования вибрационно-тактильных ощущений (ВТО) – тактильный вибратор.
Для использования в учебной работе тактильного вибратора, его следует подключить к гнезду «ВТО» на задней панели прибора, а затем включить кнопку «ВИБРОКАНАЛ», при этом над кнопкой должен загореться световой индикатор.
Устройство формирования вибрационно-тактильных ощущений (тактильный вибратор) УНИТОН ВТО обладает конструктивными особенностями: рабочая площадка значительно вынесена за пределы корпуса, что позволяет оптимизировать условия восприятия тактильных ощущений. Динамический режим вибратора в определенной степени зависит от характера нажима на его рабочую площадку, поэтому следует строить работу с ним по принципу взаимодействия.
При не сильном нажиме на рабочую площадку ощущаются достаточно тонкие особенности динамики и спектра речевого сигнала. Поэтому легкое и ненапряженное давление на рабочую площадку обеспечивает более полное «считывание» информации с тактильного вибратора. Хорошо взаимодействует вибрационная площадка с ладонной поверхностью руки.
Тренажера ИНТОН-МС позволяет специалисту работать над: