В основу разработки программы компьютерного тестирования положены требования ФГОС к метапредметным результатам освоения основной образовательной программы среднего (полного) общего образования:
- Владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания
- Владение навыками познавательной рефлексии, осознания мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания, новых познавательных задач и средств их достижения
- Готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников
- Умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением норм информационной безопасности
АСТУР включает 9 наборов заданий (субтестов), позволяющих оценить навыки познавательной деятельности старшеклассников:
- Осведомленность
- Двойные аналогии (1 часть)
- Понимание инструкций
- Классификации
- Осведомленность
- Логические схемы
- Числовые закономерности
- Пространственные представления
- Двойные аналогии (2 часть)
Результаты тестирования помогут ориентировать обучающихся на подготовку к последующему профессиональному образованию, развитие индивидуальных способностей путем более глубокого освоения основ наук, систематических знаний и способов действий в соответствии с требованиями к Предметным результатам освоения основной образовательной программы.
Тест позволяет провести анализ способностей по трем направлениям:
- Общественно-гуманитарное
- Естественно-научное
- Физико-математическое
Это отражает требования ФГОС к Личностным и Предметным результатам освоения основной образовательной программы:
- Обеспечение возможности дальнейшего успешного профессионального обучения или профессиональной деятельности
- Осознанный выбор будущей профессии и возможностей реализации собственных жизненных планов
- Готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни
- Сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности
- Сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики
АСТУР имеет две параллельные формы А и Б (два равноценных варианта заданий).
Тест разработан в Психологическом институте РАО доктором психологических наук, профессором К. М. Гуревичем, доктором психологических наук, профессором М. К. Акимовой, доктором психологических наук Е. М. Борисовой; кандидатами психологических наук В. Г. Зархиным, В. Т. Козловой, Г. П. Логиновой и А. М. Раевским; Н. А. Ференс. Субтесты прошли апробацию и проверку на надежность и валидность. Тест соответствует принятым статистическим критериям.
Возможна компьютерная и бланковая форма проведения теста с последующим внесением результатов в базу данных и их компьютерной обработкой.
Время на выполнение каждого субтеста ограничено. Авторами установлены нормативы по времени выполнения субтестов для компьютерной и для бланковой формы проведения.