Что такое МОБИ?
Развивающе-коррекционный комплекс с биоуправлением на основе технологии отслеживания движений тела и жестов на стандартном компьютере с помощью видеокамеры. Комплекс предназначен для улучшения качества движения, координации движений, тренировки функции внимания и развития познавательных навыков, эффективно для работы с детьми от 3 до 8 лет.
Комплексы МОБИ включают в себя специальные компьютерные игры, управление которыми производится за счет движений, совершаемых играющим. В области монитора закрепляется видеокамера, которая фиксирует изображение ребенка и его рук со специальными цветными шариками. Таким образом, программа в каждый момент времени «знает», где находится левая и правая рука, регистрирует их перемещение и обеспечивает возможность управлять компьютерной игрой. Сами сюжеты игр побуждают ребёнка многократно совершать направленные и контролируемые движения с постепенным увеличением диапазона, скорости и точности движений. Эмоциональная вовлеченность во время игры позволяет сделать процесс обучения и развития интересным и привлекательным.
Тип занятий МОБИ Дуэт
Индивидуально или в группе из 2-х человек.
Основные методические задачи комплекса МОБИ Дуэт
- Развитие социальных и коммуникативных навыков
- Развитие навыка взаимодействия с партнёром в режиме совместной деятельности
- Развитие навыка взаимодействия с партнёром в режиме соревновательной деятельности
- Умение устанавливать и соблюдать правила игры
- Развитие координации и точности движений
- Увеличение скорости движений
- Тренировка моторной ловкости
- Тренировка избирательности моторной реакции
- Увеличение диапазона движений
- Развитие когнитивных навыков
- Развитие волевого контроля движений
- Преодоление трудностей в общении
Назначение комплексов при работе со здоровыми детьми
- Подготовка к школе, адаптация к нагрузкам в младших классах, преодоление трудностей в обучении
- Развитие внимания и навыка сосредоточения
- Тренировка памяти и скорости реакции
- Развитие координации движений
- Тренировка навыка контроля движения и точности движения рук
Возможности комплексов
Программное обеспечение каждого комплекса включает в себя интерактивные игры, повышающие мотивацию детей к физической и познавательной деятельности в веселой и интересной форме. Дети развивают двигательные и когнитивные навыки в игровой среде, где игры не носят соревновательный характер, что обеспечивает безопасное игровое пространство.
Играя в игры, включенные в комплексы, дети не замечают интенсивной тренировочной работы, которую они совершают в отношении двусторонней координации, координации глаз-рука, поддержании правильной осанки, тренировки внимания и многого другого.
С очень высокой точностью, с помощью простой веб-камеры и двух ярких шариков-перчаток программное обеспечение комплексов предоставляет широчайшие возможности для проведения развивающих занятий со здоровыми детьми и коррекционных занятий и тренировок для детей с нарушениями в развитии.
Двигательная активность
Комплексы направлены на развитие координации и точности движений, моторной ловкости, ориентации лево-право, избирательности моторной реакции, расширение диапазона и амплитуды движений, увеличение скорости реакции.
Когнитивная активность
Интерактивные сюжеты обратной связи содержат различную когнитивную нагрузку, способствуя развитию памяти, мышления, пространственной координации. Сюжеты многих игр требуют значительной концентрации и распределения внимания, сосредоточенности, решения интеллектуальных задач, но решения происходят в процессе игрового движения!
Индивидуальность и объективность подхода
Программное обеспечение каждого комплекса МОБИ включает в себя возможность проведения «калибровки качества движения» в начале каждого занятия перед играми. Результаты калибровки позволяют в процессе игр подстраивать систему под индивидуальные возможности каждого играющего.
Программное обеспечение комплексов МОБИ позволяет объективно отслеживать динамику амплитуды движений и других параметров, которые сохраняются в результатах каждой игровой сессии. Результаты предоставляются в числовом и графическом виде. Все результаты фиксируются с учетом латеральности двигательной активности.
Возможности МОБИ Дуэт
Программное обеспечение МОБИ «Дуэт» содержит специально разработанные игры, управление которыми производится посредством перемещения специальных цветных шариков. В области монитора закрепляется видеокамера, которая фиксирует изображение тренирующегося и его рук с шариками. Таким образом, программа в каждый момент времени «знает», где находится левая и правая рука и регистрирует их перемещение.
Для выполнения игровых заданий необходимо наводить руку с шариком на объект на экране монитора, фиксировать положение, перемещать объекты, передвигая руку. В заданиях учитывается латеральный компонент, и в ряде заданий тренируется латеральная избирательность движений.
Программное обеспечение позволяет создавать базу данных, в которой сохраняются индивидуальные настройки, результаты калибровок и игр. Результаты программа предоставляет в числовом и графическом виде, всегда учитывается латеральность действий.
Рис 1. Интерфейс программы МОБИ Дуэт
Условия для проведения занятий:
- Игры комплекса МОБИ «Дуэт» ориентированы на одновременное участие в игре двух играющих, задания можно выполнять одной рукой или двумя руками (программа распознаёт одновременно 4 цвета шариков).
- Цвета шариков должны максимально отличаться от цветов одежды и окружения.
- Занятия можно проводить сидя или стоя перед обычным монитором или перед интерактивной доской.
- Рекомендуемая диагональ монитора от 15 до 55 дюймов.
- Рекомендуемое расстояние до камеры от 0,5 до 3 метров.
- Место расположения играющего должно быть по возможности хорошо освещено, это обеспечит наиболее точную идентификацию цвета шариков при отслеживании движений.
Калибровка
Перед началом сеанса занятий необходимо проходить процесс калибровки. Она предназначена для того, чтобы игровой процесс, происходящий с помощью цветных шариков, был максимально удобен для пользователя. В процессе калибровки настраивается диапазон движений (максимальные отклонения от центра экрана) для каждой руки, что позволяет программе адаптироваться под индивидуальные особенности каждого играющего.
Кроме того, изменения данных калибровок от занятия к занятию дают представление специалисту о происходящей динамике. А сравнение результатов калибровок первого и заключительного занятия демонстрирует динамику показателей за курс.
Картотека
Картотека служит для управления карточками детей, которые прошли или будут проходить занятия. Чтобы перейти в картотеку необходимо кликнуть левой кнопкой мыши на вкладке «Картотека» в верхней левой части окна программы. В карточке пользователя хранятся все результаты занятий, а также основные данные пользователя. В карточке специалист может оставлять свои комментарии.
Рис 2. Картотека МОБИ Дуэт
Результаты игр
Результаты всех игр хранятся в индивидуальной карточке тренирующегося и представлены в виде истории. Результаты демонстрируются для правой и левой руки и позволяют оценить объем, количество и точность движений каждой руки. А также соотнести все реакции левой и правой рук относительно левой и правой сторон экрана. Интерпретация результатов позволит специалисту грамотно выстроить процесс коррекционной работы и ускорить достижение поставленных целей.
Рис 3. Результаты МОБИ Дуэт
Технические требования
Для использования программно-методического комплекса МОБИ требуется:
- Компьютер под управлением Windows 8, Windows 10
- Процессор ноутбука: частота от 2000 МГ
- Оперативная память: не менее 2 ГБ
- USB-порт: не менее 2 шт.
- Монитор с разрешением не меньше 1280 х 1024
Игры МОБИ Дуэт
Игры комплекса МОБИ «Дуэт» направлены на развитие навыков взаимодействия с партнёром в режимах: совместная деятельность, поочередная деятельность.
Игровой процесс способствует развитию социальных и коммуникативных навыков, партнерского взаимодействия, взаимопомощи. Для успешного прохождения игр предполагается необходимость уступать партнёру, помогать, соблюдать очередность. При этом игры включают соревновательные элементы.
Некоторые игры предполагают возможность создания собственных правил в игре. В процессе любой игры происходит тренировка координации движений, моторной ловкости, расширение диапазона движений, волевого контроля поведением в целом. Игры предлагают не только совместное выполнение движений, но и решение когнитивных задач.
1. Пазлы
Тренировка в условиях взаимодействия с партнёром по игре. Совместное творчество. Играющий может выбирать детали, которые нравятся или продолжать задумку партнёра. Составление целого из элементов. Результат — совместно созданные персонажи.
Поле состоит из трёх клеток по вертикали, пяти по горизонтали. Ряд по центру выделен под собираемый персонаж, на оставшихся клетках появляются детали. Персонаж собирается из трёх частей — голова, туловище, ноги. Начинать можно с любой части, для этого необходимо выбрать одну из трёх клеток центрального ряда, удерживая на ней курсор.
Правила и очерёдность ходов определяют играющие или специалист. Программа позволяет играть одним или сведёнными вместе шариками, выбирать детали в любом порядке, заменять выбранные детали.
2. Субмарина
Тренировка в условиях взаимодействия с партнёром. На экране на дне океана по центру находится субмарина. У нее есть 2 захвата, чтобы ловить медуз. За работу каждого захвата отвечают два игрока. Задача игроков – поймать как можно больше медуз и получить как можно больше баллов. За каждую пойманную медузу начисляются общие баллы. Они отображены на субмарине. Медузы бывают разные. За некоторых можно получить большее количество баллов.
3. Сладости
Тренировка в условиях соревнования с партнёром. Игра происходит на время. Экран поделен на 2 части. За каждую половину в игре отвечает каждый ребенок. На экране появляются разные сладости. Задача каждого ребенка – собрать как можно больше сладостей и получить максимальное количество баллов. За разные сладости дается разное количество баллов. Также в игре падают лимоны. Если случайно поймать лимон, то баллы уменьшаются.
4. Таблица умножений
Тренировка в условиях взаимодействия с партнёром. Играющие могут подсказывать друг другу, вместе думать над ответом, а идеальный результат – это 100% верных ответов у обоих. Правила может устанавливать специалист или сами играющие. Акцент в игре на обучении. Когнитивная нагрузка — совместное или поочередное решение примеров, счет, тренировка памяти.
На экране по центру здание, в котором вместо окон — карточки с половинками примеров: на одной части карточек множители, на другой — произведения. Необходимо составить равенство, расположив соответствующие карточки в верхней части экрана в пустых ячейках. Для этого необходимо навести и удержать курсор на соответствующей карточке, а затем на пустой ячейке. Если равенство составлено правильно, на месте карточки появится окно. Если допущена ошибка — карточки вернутся на свои места.
5. Твистер
Развитие навыков взаимодействия на ограниченном пространстве. Развитие скорости, диапазона, амплитуды движений, ловкости. Тренировка наблюдательности, внимания, скорости реакции. Длительность игры устанавливает специалист. Собирайте метки своих цветов, выполняйте задания и получайте очки. На игровом поле появляются цветные метки. Необходимо навести курсор на метку соответствующего цвета. Каждая метка зарабатывает определенное количество баллов.